Share to Facebook Share to Twitter Share to Twitter More...

Надежная инвестиция в будущее одного из ведущих центров ускорителей частиц

Адаптация к изменяющимся условиям эксплуатации имеет большое значение для охладительных установок ускорителей. Чтобы соответствовать сложным требованиям данной технологии, исследовательский центр DESY выбирает цифровые позиционеры и системы онлайн мониторинга Metso.

Исследовательский центр DESY – это один из лидирующих мировых центров по физике частиц, известный своей научной работой, разработками, производством и эксплуатацией ускорителей. Длительное время кольцевой ускоритель HERA оставался важнейшей технологией института. Преемниками этой технологии стали European XFEL и FLASH. Для этих двух ускорителей центру DESY пришлось переделать и модернизировать всю систему охлаждения. Компания Metso была привлечена в качестве генерального подрядчика для полной модернизации цифровых позиционеров и подачи сжатого воздуха системы охлаждения 

«Охлаждающая установка работает в режиме 24/7 круглый год. Поэтому мы должны обеспечить максимальную надежность установки». Торстен Бёкманн (Torsten Böckmann), Сервисный инженер центра DESY

Сейчас цифровые позиционеры Neles ND9000 используются для регулировки всех полевых устройств, а программное обеспечение Metso FieldCare позволяет оптимизировать мониторинг всех функций. Благодаря этой передовой технологии центру DESY удается достичь максимальных уровней безопасности и готовности установки, которые необходимы при использовании ускорителей данного типа. 

XFEL, FLASH, EPICS, CSS – это термины, которые часто используются в исследовательском центре, и любому, кому доведется случайно услышать разговор сотрудников DESY за работой, может показаться, что он очутился в будущем. Здесь все вертится вокруг физики частиц и синхротронов. Неспециалистам не всегда просто это понять. Однако, помимо фундаментальных исследований (например, о происхождении вселенной), физика элементарных частиц применяется и в нашей повседневной жизни, в таких областях, как Интернет, технологии воспроизведения изображений, радиология и лечение опухолей в медицине, исследования материалов, которые широко применяются во многих отраслях промышленности, и многое другое. 

«Внимание DESY переключилось с физики элементарных частиц на исследования с использованием фотонов. Мы работаем сейчас над новым проектом European X-Ray Free-Electron Laser XFEL. Это ускоритель длиной 3,5 км для экспериментов с рентгеновским лазерным лучом. Для эксплуатации этой установки нам нужна система охлаждения, работающая с жидким гелием», –рассказывает инженер Торстен Бёкманн (Torsten Böckmann), Сотрудник отдела оборудования, криогенной физики и сверхпроводимости (MKS) в компании DESY, ответственный за КИП и сенсорную технологию. Охладительная установка использовалась ранее для ускорителя HERA и была изготовлена из трех равных секций. Входная мощность составляла 2,7 МВт на секцию, а охлаждающая способность –6800 Вт при 4 К. После вывода из эксплуатации ускорителя HERA в 2007 г. Торстен Бёкманн был руководителем проекта и отвечал за оснащение охладительной линии 2 новыми КИП. «Для ускорителя HERA в охладительной установке использовалось резервирование. Такая конструкция нецелесообразна для новой установки по причине высоких затрат. Тем не менее, здесь мы также должны обеспечить очень высокую готовность установки. Охлаждающая установка работает в режиме 24/7 круглый год. Поэтому мы должны обеспечить ее максимальную надежность», – говорит Бёкманн. 

Центр DESY в Гамбурге является одним из ведущих мировых центров исследования по физике частиц - Компания Metso установила до 150 цифровых позиционеров серии Neles ND9000 на клапаны охладительной установки DESY. - Позиционеры серии Neles ND9000 обеспечивают оптимальный контроль давления, температуры, расхода, уровня жидкости и скорости вращения турбин. - Программное обеспечение Metso FieldCare облегчает онлайн мониторинг всех функций. - Линейные и поворотные клапаны находились в эксплуатации с момента изготовления установки около 20 лет.

 

Максимально высокая готовность благодаря тысячам испытаний 

В будущем охладительная установка будет использоваться для сверхпроводящего линейного ускорителя FLASH (Free-Electron Laser Hamburg), который, среди прочих задач, будет выполнять роль платформы для испытаний будущего ускорителя European XFEL (X-Ray Free Electron Laser), одного из самых мощных источников рентгеновского излучения в мире. Институты всего мира используют установки DESY для проведения своих испытаний. Торстен Бёкманн хорошо знаком с проблемами, возникающими по причине высокого спроса: «Тысячи ученых регистрируют свои эксперименты и резервируют временные интервалы для измерений. Эти интервалы распланированы так строго и плотно, что в случае неисправностей или, что еще хуже – отказов, измерения нельзя будет выполнить. Поэтому мы полагаемся на максимальные уровни готовности».  

Охладительная установка FLASH состоит из компрессоров низкого и высокого давления, очистителя, осушителя на трубопроводе, системы удаления масла и холодильной камеры. «Модернизированная установка предназначена для охлаждения гелия до 2 К (-271,15°C), что позволяет получить сверхжидкий гелий 2; его высокая теплопроводность и требуется для проведения экспериментов, – поясняет Бёкманн. – Мы выбрали Metso в качестве партнера для внедрения необходимых изменений». Компания отвечала за модернизацию всей системы подачи воздуха и замену позиционеров. 

 

Metso в роли генерального подрядчика по модернизации установки 

В качестве генерального подрядчика Metso в свою очередь привлекла субподрядчика для выполнения новой системы подачи воздуха и установила до 150 цифровых позиционеров серии Neles ND9000 на клапаны охладительной установки. Хотя линейные и поворотные клапаны находились в эксплуатации с момента изготовления установки около 20 лет, они подверглись очень небольшому износу, поскольку использовались с газообразным веществом и не подвергались воздействию сильных вибраций и загрязнений. «Это идеальные условия эксплуатации для клапанов, однако с учетом того, что система находится в эксплуатации уже длительное время, нам необходима система мониторинга для обеспечения высокой готовности установки, – отмечает Бёкманн. – Позиционеры позволяют нам контролировать их работу, а также определять и решать проблемы на ранней стадии». 

150 позиционеров серии ND9000 обеспечили оптимальную функциональность контроля и диагностики. «У нас нет такого количества специалистов, чтобы выполнять измерения и расчеты заранее по всем циклам управления и устанавливать соответствующие параметры. В этой работе мы полагаемся на автоматические процессы и самостоятельную адаптацию параметров управления к меняющейся ситуации», – говорит Бёкманн. Это позволяют сделать позиционеры Neles ND9000. Они корректируют свою работу в процессе эксплуатации и адаптируют свои параметры к условиям эксплуатации, технологического процесса и окружающей среды. Если по одному параметру необходимо сделать 

Вся информация, необходимая для эксплуатации установки, отображается на различных экранах в операторской. Здесь Торстен Бёкманн также может определить возможные неисправности полевых устройств с помощью программного обеспечения Metso FieldCare и принять необходимые меры до того, как эти неисправности приведут к простоям установки.

несколько поправок, позиционер ND9000 сообщает оператору, что для конкретной проблемы требуется другое решение. Бёкманн подчеркивает: «Интеллектуальными опциями данного позиционера являются его возможности диагностики и тот факт, что сенсорная технология и диагностика полностью объединены, что позволяет датчикам непосредственно влиять на управление клапана». 

Руководитель проекта также упомянул другую проблему, которая была решена благодаря принципу «сопло–заслонка», который использовался в устройстве ND9000: «В прошлом позиционеры с пьезосистемами не всегда на 100% были герметичными. Это приводило к потерям воздуха в зоне привода, большой просадке при достижении давления отрыва и в конечном итоге к необходимости повторной закачки. В результате в системе создавались ненормальные повторяющиеся колебания. С новыми позиционерами эта проблема была решена».

Среди критериев, говорящих в пользу выбора позиционера серии ND9000, можно отметить также длительное использование шин PROFIBUS в компании DESY. Это стандарт, которому позиционер должен соответствовать. «Во время работы со многими поставщиками у нас складывалось впечатление, что они скорее хотели продать шины HART. Но с такими шинами мы не смогли бы воспользоваться многими функциями диагностики», – говорит Бёкманн. – С другой стороны, используя позиционеры ND9000, мы имеем одно интеллектуальное решение с графическим интерфейсом и оптимальным анализом различных неисправностей. При этом мы можем воспользоваться преимуществами их классификации, которые позволяют легко определить неисправности на долгосрочных трендах». 

 

Программное обеспечение Metso FieldCare на базе полевой шины PROFIBUS контролирует полевые устройства 

Следующим логическим шагом DESY было решение использовать программное обеспечение по управлению оборудованием и ресурсами Metso FieldCare для контроля всех данных от 150 позиционеров Neles ND9000. Торстен Бёкманн называет это сочетание позиционеров и системы онлайн мониторинга надежной инвестицией в будущее: «Теперь нам уже не нужно предусматривать резервирование для системы. Система рассчитана надлежащим образом, и мы можем интуитивно выполнять много задач. Мы используем эту программу как систему передачи данных для импортирования данных от позиционеров в нашу собственную систему управления EPICS. Мы используем эту базовую систему в сочетании с нашей собственной системой управления на базе Java с графическим интерфейсом, что позволяет нам визуализировать все аспекты процесса управления. К сожалению, нельзя получить доступ к технологии FDT/DTM непосредственно через нашу систему EPICS».  

Однако программа Metso FieldCare – это программный инструмент на базе FDT/ DTM (инструмент полевого устройства/менеджер типов устройств) для настройки, диагностики и мониторинга полевых устройств независимо от их поставщиков. Система обеспечивает DESY как оператора охладительной установки всей необходимой информацией для настройки параметров, эксплуатации и технического обслуживания подключенных полевых устройств. Всеми полевыми устройствами можно управлять, используя только этот один инструмент, поскольку их полная функциональность доступна через соответствующие DTM (менеджеры типов устройств). Кроме этого, встроенная система мониторинга состояния обеспечивает автоматический вывод всей информации в режиме реального времени. С помощью веб-интерфейса можно получить удаленный доступ к данным. Система онлайн мониторинга состояния автоматически собирает все данные устройств и диагностики, а также предупреждения и сообщения об ошибках в условиях реального времени, отправляет эту информацию оператору, визуализирует и записывает ее.  

Все измерения сохраняются в виде трендов, чтобы можно было позже отследить соответствующие диагностические параметры за весь период эксплуатации и использовать эти данные для точных прогнозов. Программа Metso FieldCare поддерживает условно-ориентированный подход к техническому обслуживанию: на основании собранных данных DESY может составить точный график технического обслуживания, который также предусматривает достаточно времени на заказ запасных деталей. Торстен Бёкман отмечает важнейшие преимущества программы: «Наша охладительная установка может работать в режиме 24/7 круглый год без отказов. Мы можем определить и решить возможные проблемы заранее, чтобы избежать значительных простоев. В будущем мы планируем использовать установку, работающую без оператора, а также программу Metso FieldCare не только для охладительной установки, но также непосредственно для ускорителя European XFEL». 

Центр DESY в Гамбурге –один из ведущих мировых центров ускорителей элементарных частиц, занимающийся исследованиями в данной области. DESY разрабатывает, изготавливает и эксплуатирует ускорители и детекторы для проведения исследований с фотонами и элементарными частицами. DESY – это государственный исследовательский центр, который финансируется правительством Германии и входит в Ассоциацию Helmholtz. У DESY есть также отделение в Цойтене. Image © DESY 

DESY center

DESY (нем. Deutsches Elektronen-Synchrotron («Немецкий электронный синхротрон»)) – это исследовательский центр, который финансируется правительством Германии и входит в ассоциацию Helmholtz. DESY основан 18 декабря 1959 г. В настоящее время его отделения находятся в Гамбурге и Цойтене (Брандербурге). В DESY работают около 2000 ученых, из них 650 занимаются вопросами исследования, разработки и эксплуатации ускорителей. Еще 3000 ученых из более чем 40 стран используют для своих исследований объекты и установки в DESY.  DESY имеет более чем 50-летний опыт в разработке, изготовлении и эксплуатации ускорителей и является мировым лидером в области исследований фотонов и физики частиц. Сотрудничество DESY с компаниями из различных областей привело к созданию важных инноваций в сфере электроники, охлаждения, высокочастотных и вакуумных технологий, а также эксплуатации сложных сверхпроводниковых систем. 

 

Статьи

Published Sep 2, 2013

Reliable future-proof investment of one of the world’s leading accelerator centers

Adapting to changing operating condition is crucial when it comes to the control of refrigeration plants for accelerators. To meet the application’s challenging requirements, the DESY research center trusts Metso in its selection of intelligent valve controllers and automatic online monitoring system.

The research centre DESY is one of the world’s leading accelerator centres and is renowned for researching, developing, building and operating particle accelerators. For a long time the HERA ring accelerator was the institute’s flagship project. Its successors are the European XFEL and FLASH. For these two accelerators DESY had to refurbish and modernise the entire cooling system. Metso was commissioned as the general contractor for the complete rebuild of the valve controllers and the air pressure supply of the FLASH cooling system.

The refrigeration plant operates 24/7, all year round. Therefore, we must ensure outstanding plant reliability.” Torsten Böckmann, Engineer, DESY

The intelligent valve controller Neles ND9000Now intelligent Neles ND9000 valve controllers regulate all field devices and the Metso FieldCare software optimises online monitoring of all functions. With this stateof-the-art technology DESY achieves the extremely high levels of plant safety and availability that are essential for operating accelerators of this type.

XFEL, FLASH, EPICS, CSS – these are commonly used terms at the research centre, and anyone who happens to overhear the conversations of DESY employees at work must think that they have landed in the future, if language is anything to go by. Here, it is all about particle physics and synchrotrons. Not always easy to understand for outsiders, but apart from fundamental research – how did the universe come into being? – elementary particle physics has brought about applications that we now use in our day-to-day life. This includes the World Wide Web, imaging techniques, radiology and tumour treatment in medicine as well as materials research that many industrial sectors benefit from.

The European XFEL projectThe focus at DESY has shifted from particle physics towards research with photons. We are working on a new project: the European X-Ray Free-Electron Laser XFEL is a 3.5-kilometre-long accelerator for experiments with X-ray laser light. In order to run this plant, we need a refrigeration system that works with liquid helium,” states engineer Torsten Böckmann. He is member of the machine, cryogenics and superconductivity group (MKS) at DESY and is in charge of instrumentation and sensor technology. The refrigeration plant had previously been used for the HERA accelerator and was made up of three equal parts with an input power of 2.7 megawatts per section and a cooling power of 6,800 watts at 4 Kelvin. After HERA was decommissioned in 2007, Torsten Böckmann was the project manager responsible for equipping refrigeration line 2 with new instruments. “For HERA the refrigeration plant used redundancy, a design that is no longer feasible for the plant’s new use for cost reasons. However, we still need extremely high plant availability. The refrigeration plant operates 24/7, all year round. Therefore we must ensure outstanding plant reliability,” emphasises Torsten Böckmann.

DESY in Hamburg is one of the world’s leading accelerator centers for research
- Metso installed about 150 intelligent valve controllers from the Neles ND9000 series on the valves of the DESY refrigeration plant.
- Neles ND9000 controllers ensure the optimal control of pressure, temperature, flow rate, fluid levels, as well as the rotational speed of the turbines.
- Metso FieldCare software optimizes the online monitoring of all functions.
- The linear and rotary valves have been in operation since the construction of the plant around 20 years ago.

Thousands of experiments necessitate extremely high availability
In future the refrigeration plant will serve the superconducting linear accelerator FLASH (Free-Electron Laser Hamburg), whose numerous tasks include serving as a test system for the future European XFEL (X-Ray Free Electron Laser) one of the most powerful sources of X-radiation worldwide. While DESY operates those plants, institutes from all over the world use them for their experiments. Torsten Böckmann knows the problems arising from the strong demand only too well. “Thousands of scientists register their experiments and book time slots for measurements. These slots are planned so strictly and tightly that measurements could not be completed in cases of system faults or, worse, failure. Therefore we rely on these extremely high levels of availability.”

The FLASH refrigeration plant consists of low- and high-pressure compressors, cleaner, line drier, oil removal system and cold box, where the actual cold is produced. “The modernised plant is designed to cool helium down to 2 Kelvin (-271.15° C), so that we attain superfluid helium 2, whose excellent thermal conductivity is required for the experiments,” explains Torsten Böckmann. “We have chosen Metso as our partner for carrying out the necessary modifications.” Metso was responsible for refurbishing the entire air supply system and replacing the valve controllers.

Metso as general contractor for modernising the plant
As general contractor, Metso in turn commissioned a sub-contractor to construct the new air supply system and installed approximately 150 intelligent valve controllers from the Neles ND9000 series on the valves of the refrigeration plant. Even though the linear and rotary valves have been in operation since the construction of the plant around 20 years ago, they are subjected to very little wear and tear since they are used with a gaseous element; there is little vibration and the site is very clean. “These are ideal operating conditions for valves, but with the system having been in operation for such a long time already we need a monitoring facility to ensure high plant availability,” says Torsten Böckmann. “With the valve controllers we can monitor the valves and identify and resolve potential problems at an early stage.”

Control system overviewThis is made possible by the ND9000’s adaptive control algorithm, which adapts automatically to changing operating conditions and therefore guarantees optimal control performance, independent of external influences. In addition, all changes regarding device performance and device status are displayed and recorded online. Furthermore, fast response times, excellent dynamic control performance because of very high air capacity as well as high-precision static control performance reduce process variability significantly.

150 ND9000 valve controllers provide optimal control and diagnosis functionality “We do not have the manpower to size and calculate all control cycles in advance and to set all relevant parameters. We rely on these processes taking place automatically and control parameters adapting to changing situations by themselves,” says Torsten Böckmann. The Neles ND9000 delivers on that front: it corrects itself during operation and adapts its parameters according to operating, process and environmental conditions. If several corrections need to be made with regard to the same issue, the ND9000 reports to the operator that a different solution is required for that particular problem. On this, Torsten Böckmann says, “the clever features of this controller are its diagnostic capabilities and the fact that sensor technology and diagnostics are fully integrated so that the sensors have a direct influence on valve control”.

Control room with a lot of monitorsThe project manager also mentions another problem which was resolved thanks to the flapper/nozzle principle utilised by the ND9000. “Valve controllers with piezo systems have not always been one hundred per cent airtight in the past. That led to them losing air in the drive area, taking a massive dip when reaching the breakaway pressure and eventually having to re-pump. This created recurring problematic fluctuation in the system. With the new valve controllers this problem has been eliminated.” Among the selection criteria in favour of the ND9000 is also the long established use of PROFIBUS at DESY, a standard that the valve controller must be compatible with. “With many suppliers we got the impression that they rather wanted to sell the HART bus system. However, with this combination we would not have been able to use many of the diagnostics options,” says Böckmann and adds, “With the ND9000 on the other hand we have a consistently smart solution with graphical interface and optimal analysis of the various faults. At the same time we benefit from their classification, which we can easily identify in long-term trends.”

Metso FieldCare software with PROFIBUS monitors field devices
A further logical step by DESY was the decision to use the device and asset management software Metso FieldCare to monitor all data from the approximately 150 Neles ND9000 in use at the plant. Torsten Böckmann calls this combination of intelligent valve controllers and automatic online monitoring system “a reliable, futureproof investment, especially since we no longer have redundancy built into the system. The system is well designed and we can perform a lot of tasks intuitively. We use this software as a bridge system for importing the data from the valve controllers into our own control system called EPICS. We use this basic system in combination with our own Java-based graphic interface CSS, which enables us to visualise all aspects of the control process. Unfortunately it is not possible to access the FDT/DTM technology with EPICS directly.”

However, Metso FieldCare is a FDT/ DTM-based software tool (FDT = field device tool) for configuring, diagnosing and monitoring field devices irrespective of their vendors. This system provides DESY as the refrigeration plant operator with all relevant information required for configuration, operation and maintenance of the connected field devices. All field devices can be managed using just this one tool, since the full functionality of the field devices is available via the relevant DTMs (device type managers). In addition, the integrated “Condition Monitoring System” ensures automatic output of all information in real time. Through a web-based interface it is even possible to access the data remotely. This online status monitoring system automatically collects all device and diagnostic data as well as warnings and error messages under real process conditions, sends the information to the operator and visualises and records it.

All measurements are stored as trends, so that the respective diagnostic parameters can later be traced back across the entire operational period and the data can be used for very precise forecasts. Thus Metso FieldCare supports conditionoriented maintenance: based on the data collection, DESY can devise a precise maintenance schedule, which also allows for sufficient time to source spare parts. For Torsten Böckmann the biggest advantage is “that we can operate the refrigeration plant 24/7 throughout the year without failures. And that we are able to identify and resolve potential problems in advance, so that we will not suffer any system downtime. For the future we envisage an operator-less plant and the use of Metso FieldCare not only for the refrigeration plant, but also for the European XFEL accelerator directly”.

DESY in Hamburg is one of the world’s leading accelerator centres for research on matter. DESY develops, builds and operates accelerators and detectors for research with photons and particle physics. DESY is a publicly funded national research centre and member of the Helmholtz Association. DESY also has a location in Zeuthen. Image © DESY

DESY centerDESY, the Deutsches Elektronen-Synchrotron, is a research centre of the Helmholtz Association and is publicly funded. DESY was founded on 18 December 1959 and today has two locations in Hamburg and Zeuthen (Brandenburg). Of its approximately 2,000 employees, 650 scientists work in the fields of accelerator operation, research and development. A further 3,000 guest scientists from over 40 countries make use of the facilities at DESY.
  With more than 50 years’ extensive experience in developing, building and operating accelerators, DESY is a global leader in photon science and particle physics. DESY’s collaboration with companies from various industries has led to important innovations in the fields of electronics, refrigeration, high-frequency and vacuum technology as well as the operation of complex superconducting systems.

Graphics © DESY

Text by Ursula Gehl

Article published in Results automation (2/2013) and Results valves (2/2013) as 'FLASH - cold, controlled and well monitored'. 

Related products