Долгосрочное сотрудничество – это всегда работа на результат. Реализовав первые проекты по модернизации узлов дробления и сепарации еще в 1985 году, Полтавский ГОК и Metso уже более 20 лет продолжают непрерывно повышать качество железорудных окатышей. Так, в 2014 году завершился очередной совместный проект по увеличению содержания полезного компонента при обогащении бедной руды – строительство линий флотационной доводки магнетитового концентрата с применением мельниц Vertimill позволило поднять содержание железа в окатышах с 62% до 65%. Как была реализована эта технология – читайте в нашей статье.

ГЛАВА 1

Новый взгляд на процессы дробления и сепарации

В 1960 году на Украине, на левом берегу Днепра, началось освоение месторождений Кременчугской магнитной аномалии. Тогда же был заложен первый камень фундамента будущей фабрики Полтавского ГОКа, и через 10 лет комбинат выпустил свой первый концентрат.

Предприятие развивалось поэтапно: в 1980 году с запуском в эксплуатацию цеха по производству окатышей комбинат вывел на рынок новую товарную группу - железорудные окатыши. Однако для удержания спроса на этот продукт требовалось повысить качество за счет увеличения содержания железа в концентрате.

image not available

Для этой цели руководство предприятия приняло решение модернизировать операции рудоподготовки: снизить крупность материала на этапе дробления для значительного сокращения затрат при последующем измельчении. При этом задачу осложнял тот факт, что свободного пространства на дробильной фабрике недостаточно, поэтому новое оборудование должно точно соответствовать существующему фундаменту. Тогда компания Svedala (Svedala - название подразделения компании Metso до реорганизации в 2001 году, прим.автора) предложила провести тестирование ударной дробилки Barmac с вертикальным валом.

«Мы не могли разместить классический замкнутый цикл контрольного грохочения с дробилками, поэтому нам было предложено использовать инерционные дробилки для додрабливания крупных кусков. И это оказалось технологически удачным решением», - вспоминает Владимир Хованец, Главный обогатитель Полтавского ГОКа.

«Metso всегда проводит множество исследований и испытаний, предлагая нам комплексный продукт - технологии, которые позволяют получить то, что мы хотим», - уточняет Александр Лысенко, Руководитель технической службы Полтавского ГОКа.

По результатам испытаний на комбинате была проведена модернизация стадий среднего и мелкого дробления с применением дробилок Barmac. Проект был успешно выполнен, поэтому сотрудничество двух компаний расширилось: два двухбарабанных сепаратора Metso заменили восемь трехбарабанных сепараторов локального производства без потери производительности.

с 62% до 65%

повышение содержания железа в окатышах

ГЛАВА 2

Внедрение технологии флотационной доводки для обогащения бедных руд

Проекты по модернизации этапов дробления и магнитного обогащения заложили основу для дальнейшего повышения качества готового концентрата, следовательно, выпуска высокомарочных окатышей.

«Не секрет, что наша руда довольно бедная, а рынок требовал более высококачественного продукта - окатыша с содержанием железа 62-65%», - говорит Александр Лысенко.

Для обогащения руд с невысоким содержанием полезного компонента применяют два метода: магнитный или флотационный. В рамках технологических исследований этих методов компания Metso поставила на комбинат пилотную установку, которая включала в себя вертикальные мельницы, флотационные машины, магнитные сепараторы и гидроциклоны.

«Результаты тестирования показали то, что на рудах Полтавского ГОКа возможно увеличение содержания железа в концентрате до 67-68% за счет флотационной доводки», - сообщает Игорь Гребенюк, Региональный менеджер по продажам компании Metso.

В 2002 году на комбинате была запущена флотационная фабрика №1, оборудованная машинами Metso RCS130. На постсоветском пространстве этот проект стал первым опытом реализации метода флотационной доводки в черной металлургии. По этой причине сотрудники Полтавского ГОКа предварительно детально проанализировали возможности новой технологии, рассмотрев опыт эксплуатации флотационного оборудования Metso на обогатительных фабриках Канады и США.

«Компания Metso раскрыла все возможности и подводные камни. Мы увидели, что такая технология работает: она экологически чистая и не наносит ущерба, при этом экономически эффективна для предприятий”, - делится впечатлениями Александр Лысенко.

image not available

ГЛАВА 3

Снижение класса крупности на 10 пунктов после замены мельниц

Ввод нового флотационного участка стал причиной для пересмотра схемы измельчения, так как для высокой эффективности доводки магнетивого концентрата необходим продукт сверхтонкого помола.

«Осваивая флотацию №1, мы уже понимали, что наше стратегическое развитие – это строительство флотационных участков №2 и №3. При этом мельницы стандартного барабанного типа не совсем удовлетворяли требованиям технологии», - вспоминает Главный обогатитель Полтавского ГОКа.

«Флотация нам позволила из достаточно тонкого продукта больше извлекать железа, но получить в достаточном количестве однородного продукта, используя классическую схему измельчения, было невозможно», - соглашается Александр Лысенко.

image not available

Для получения качественного тонкого помола инженеры компании Metso предложили использовать мельницы Vertimill. Совместно со специалистами Ferrexpo была разработана схема обогащения с применением вертикальных мельниц для всех флотационных участков.

«После магнитного обогащения мы достигаем помолов порядка 85-89% по классу менее 44 микрона. Используя мельницы Vertimill, мы поднимаем тонину помола, то есть получаем помол до 90% по классу минус 33 микрона», - делится достигнутыми показателями Владимир Хованец.

«Преимущество мельниц Vertimill – это новая конструкция. Если обычная мельница барабанного типа работает в горизонтальном положении, то мельница Vertimill – в вертикальном. Оборудование занимает меньшую площадь, обеспечивая требуемый фронт измельчения», - резюмирует он.

ГЛАВА 4

Повышение содержания железа в окатышах на 3%

В 2014 году были введены в эксплуатацию два новых участка флотации. С появлением этих дополнительных производственных этапов удалось качественно изменить технологию обогащения: теперь руды разных месторождений перерабатываются обособленно на флотациях №1 и №2, а флотацию №3 используют для доизвлечения железа из пенных продуктов.

«До запуска новых участков мы выпускали окатыш с содержанием железа 62%. Благодаря флотационной доводке мы смогли производить совершенно другой качественный продукт – окатыш с содержанием железа 65%», - подводит итоги запуска флотационной фабрики руководитель технической службы Полтавского ГОКа.

Внедрение новых технологий обогащения железной руды означает модернизацию следующего технологического этапа – фильтрации. Заменив устаревшее оборудование на более эффективное, можно максимально обезвожить концентрат, что дополнительно повысит качество продукции.

«Мы не останавливаемся на достигнутом - в настоящий момент для увеличения мощностей комбината идет строительство двух фабрик, дробильной и фильтрационной», - рассказывает про работу над текущими проектами Игорь Гребенюк.

В современных рыночных условиях важно выпускать продукцию с высоким содержанием железа при минимальной доле вредных примесей. С изменением технологического процесса Полтавский ГОК смог повысить качество окатышей, а значит, направить больше средств на обустройство и содержание города, в котором ведет свой бизнес.

«Мы стремимся, чтобы теми благами, которые мы даем городу, пользовалось как можно большее количество людей», - подводит итог результатов работы предприятия Руслан Клименко, Главный специалист по коммуникациям Полтавского ГОКа.

 

До запуска новых участков мы выпускали окатыш с содержанием железа 62%. Благодаря флотационной доводке мы смогли производить совершенно другой качественный продукт – окатыш с содержанием железа 65%
Александр Лысенко, Руководитель технической службы Полтавского ГОКа
image not available

Long-term cooperation is always about the final result. Starting from the first joint projects on crushing and separation equipment in 1985, Poltava Mining and Metso have built a 20+ year history of improving the quality of steel pellets. The next common project was completed in 2014 - increasing the iron content in processing of low-grade ore. Construction of flotation line for magnetite concentrate including mills Vertimill possible to raise the iron content in pellets from 62% to 65%. Read our article how this technology was implemented.

CHAPTER ONE

New approach to crushing and separation

In 1960, the exploration of Kremenchug Magnetic Anomaly started on the left bank of the Dnieper River, Ukraine. At that time, the foundation of the future Poltava Mining refinery was laid, and 10 years later the plant produced its first batch of concentrate.

image not available

There were several phases of plant construction: In 1980, after launching the pelletizing plant the company presented a new type of product to the market - iron ore pellets. To stimulate the demand for this product, the company needed to improve the product's quality, i.e. increase the iron content in the concentrate. 

Keeping this in mind, the company’s managers decided to upgrade the ore pretreatment operations: reduce the fragmentation size to cut the costs of further ore degradation. Due to space constraints at the crushing plant, the company was in need of new equipment with the exact dimensions of the current foundation structures. At that time, Svedala* engineers suggested testing the Barmac vertical shaft impact crusher.

“The conventional crusher-based closed cycle of check screening was not an option for us, so we were offered inertial crushers for coarse lumps. And this proved to be a good technical solution,” says Vladimir Khovanets, Chief Concentrating Engineer at Poltava Mining.

“Metso always does lots of research and testing to offer us an integrated solution, i.e. technology that gives us exactly what we want,” says Alexander Lysenko, Poltava Mining's Chief Technical Officer.

After the pilot testing, the middle and small fraction crusher lines were upgraded with Barmac crushers.  That project was a success, so both companies decided to expand further joint activities: Two double-drum separators were installed instead of eight locally manufactured triple-drum separators with no loss in productivity.

From 62% to 65%

Raising the iron content in pellets

Check video ↓

CHAPTER TWO

Introduction of flotation technology for processing the low-grade ore

These earlier projects to upgrade the crushing and magnetic concentration processes laid the foundation for further improvement in the concentrate quality.

“It's common knowledge that our ore is quite lean, and the market was in demand of high-quality iron ore pellets containing 62-65% iron,” says Alexander Lysenko.

Two methods are used for concentration of lean ores: magnetic and flotation concentration. During the engineering study of these methods, Metso installed a pilot plant with laboratory mills, flotation cells, magnetic separators and hydrocyclones.

“The pilot results proved that 67-68% iron content in the pellets manufactured from Poltava Mining ores was quite possible after the flotation upgrading,” says Igor Grebeniuk, Regional Sales Manager at Metso.

In 2002, the company launched Flotation Plant 1 equipped with Metso RCS130. It was the first project in the former Soviet Union to use flotation upgrading in the ferrous industry. Keeping this in mind, the engineers at Poltava Mining ran a detailed preliminary analysis of the new technology, studying the cases of Metso equipment supplied to the concentration plants in the USA and Canada.

“Metso explained all the benefits and the hidden risks. And we saw that the technology works. It's friendly to the environment and commercially feasible,” says Alexander Lysenko.

image not available

CHAPTER THREE

10 points reduction in grain size after mill replacements

Commissioning of the new flotation plant entailed the modification of the crushing lines, since super-fine grain is required for efficient magnetic upgrading of concentrate.

“While working with Flotation Plant 1, we gained the insight that Flotation Plants 2 and 3 need to be constructed for the strategic development of the company. And conventional drum mills were not so good for that process,” recalls Vladimir Khovanets.

 

 

image not available

“Thanks to flotation, we were able to increase the yield of iron from quite lean ores, but we couldn’t get enough homogeneous product using the conventional crushing line,” says Alexander Lysenko.

Metso engineers suggested Vertimill for high-quality and fine milling of the product. In coordination with Ferrexpo engineers, a concentration line with vertical mills for all flotation cells was developed.

“After magnetic concentration, we get about 85-89% of below 44 microns grade. Vertimill machines help to bring up the fineness of grinding, i.e. up to 90% of ground materials are minus 33 microns,” says Vladimir Khovanets.

“Vermill machines offer a new design. A conventional drum mill operates in the horizontal position, while Vertimill is installed vertically. The space needed of such equipment is much smaller, and it provides proper crushing grade,” says Vladimir Khovanets.

CHAPTER FOUR

3% increase in iron content of pellets

Two additional flotation cells were commissioned in 2014. These additional cells gave a step change in the concentration technology. Today ore from different fields is processed separately at Flotation Plants 1 and 2, while Flotation Plant 3 is used for iron recovery from froth.

“Before commissioning the plant, we produced pellets with 62% iron content. Due to flotation upgrading we now have 67% concentrate, and this brings the product's quality to a new level. I mean pellets with 65% iron content,” says the CTO of Poltava Mining.

Introduction of the new iron ore concentration technologies entails upgrading the next downstream process, namely filtration. After the equipment upgrade, it will be possible to reach the maximum dehumidification of concentrate to gain additional quality.

“But we go the extra mile. To increase production, we're now constructing two additional plants, a crushing plant and filtration plant,” says Igor Grebeniuk about the current projects.

A tough market requires high-grade product rich in iron and with minimum impurities. After the process upgrade, Poltava Mining was able to improve the pellet quality, which also means more investments in the infrastructure of its hometown.

“We want to offer benefits to as many people in the city as possible,” says Ruslan Klimenko, Chief Communication Officer of Poltava Mining.

Before commissioning the plant, we produced pellets with 62% iron content. Due to flotation upgrading we now have 67% concentrate, and this brings the product's quality to a new level. I mean pellets with 65% iron content
Alexander Lysenko, CTO, Poltava Mining
image not available