Горно-металлургический комбинат RTB Bor является единственным производителем меди и драгоценных металлов в Сербии. Подтвержденные геологические запасы рудников в Боре составляют 5,1 млн тонн меди, 1477 тонн серебра и 202 тонны золота. Расчетный срок эксплуатации рудников — более 50 лет при текущих темпах отработки. Два основных рудника по открытой добыче меди —Veliki Krivelj и Cerovo, — поставляют сырье для местных медеплавильного и аффинажного заводов с 1961 г.

Глава 1

Амбициозные цели роста

В 2010 г. на волне растущих цен на медь компания RTB Bor поставила амбициозную цель — увеличить производительность с текущих 8,1 млн тонн до более 10,6 млн тонн в год путем выполнения ряда программ по модернизации оборудования и повышению производительности. RTB Bor, как и многие другие компании в Сербии, рассматривала модернизацию как способ повышения эффективности производства до уровня международных стандартов.

Большинство оборудования и установок на обогатительной фабрике эксплуатировались более 30 лет с применением устаревших технологий, поэтому получить удовлетворительный уровень производительности было довольно сложно. Кроме того, эксплуатационные затраты были очень высоки. В частности, использовались устаревшие флотомашины, особенно в части автоматизации процесса, что создавало значительные трудности для достижения поставленных целей.

Глава 2

РОСТ ИЗВЛЕЧЕНИЯ НА 3% ЗА СЧЕТ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ

В 2011 г. для рудников Veliki Krivelj и Cerovo было установлено и введено в эксплуатацию отделение флотации, укомплектованное 23 флотомашинами RCS100 и 16 флотомашинами RCS40 производства Metso. Работы были выполнены в семь этапов во избежание перерывов в производстве. Новые флотационные машины сразу обеспечили рост показателей: первоначальное увеличение производительности составило 10%, а извлечение выросло на 3%.

Следующим шагом на пути к обеспечению максимальной эффективности нового отделения флотации стало изучение общих уровней автоматизации процесса флотации. В 2013–2015 гг. была установлена новая система автоматизации, включающая несколько элементов производства Metso. В качестве неотъемлемой части установки флотации компания Metso поставила новый программируемый логический контроллер (ПЛК), который собирает всю информацию о процессе флотации. Усовершенствованная АСУ ТП OCS-4D использует данные об эксплуатации, полученные в режиме реального времени от системы Metso Visio Froth и от других традиционных датчиков и поточных анализаторов, и обеспечивает повышение извлечения еще на 3%.

«Новая система автоматизации позволяет в режиме реального времени отслеживать процесс флотации и быстро реагировать на изменения содержания в материале питания, добытом из четырех разных рудных тел. Для получения результатов химического анализа требуется всего несколько минут, а не несколько дней, как раньше, — комментирует Саша Милич (Saša Milić), Руководитель отделения флотации. — В результате выход меди во флотационный концентрат увеличился более чем на 20%. Это хорошее достижение, достаточное для плавки концентрата на нашем новом медеплавильном заводе».

Глава 3

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Чтобы помочь компании RTB Bor получить максимальную прибыль от эксплуатации нового отделения флотации, важно было использовать комплексный подход с тщательным подбором каждого компонента в технологической цепочке. Компания Metso предложила выполнить весь комплекс работ по модернизации отделения флотации RTB Bor, включая установку новых флотационных машин, проектирование и настройку распределенных систем управления (РСУ), а также интеграцию поточного анализатора. Это решение требовало участия различных подразделений Metso, в том числе подразделения по проектированию оборудования, автоматизации и управлению флотацией. Основной объем работ предполагал установку системы Metso Visio Froth с OCS-4D для сбора надлежащих данных для повышения производительности.

Благое Спасковски (Blagoje Spaskovski), Генеральный директор группы компаний RTB Bor, так объясняет рост производительности предприятия, достигнутый в сотрудничестве с Metso: «Моя долгая карьера и более чем 40-летний опыт работы в области обогащения и флотации, а также в открытии и эксплуатации девяти горных предприятий позволяют мне с уверенностью заявить, что разработанные решения по обогащению, международный опыт, заметное присутствие в регионе и опыт в интеграции предлагаемых решений делают Metso надежным долгосрочным партнером и мировым лидером в этом сегменте рынка».

image not available

Следующим этапом сотрудничества стал проект по модернизации циклов измельчения. Каждый из трех идентичных циклов измельчения использует первичную стержневую и вторичную шаровую мельницы. После осмотра мельниц было выполнено моделирование процесса измельчения с более мелким питанием от установки дробления и разработан новый проект секций измельчения и классификации.

Для рудников Veliki Krivelj и Cerovo было установлено и введено в эксплуатацию отделение флотации, укомплектованное 23 флотомашинами Metso RCS100 и 16 флотомашинами Metso RCS40. Работы были выполнены в семь этапов во избежание перерывов в производстве.

«Рудникам в районах Бор и Майданпек сегодня приходится добывать более бедные руды с содержанием меди 0,3% в ожидании вскрытия более богатых рудных тел в карьерах»,— поясняет Благое Спасковски.

«В сотрудничестве с компанией Metso мы смогли модернизировать обогатительную фабрику таким образом, чтобы повысить извлечение при нестабильных и низких содержаниях. При этом мы увеличили ежегодную производительность на 6 млн тонн до общей годовой цифры в 14 млн тонн при существующих мощностях и энергетической инфраструктуре, которые раньше позволяли нам перерабатывать в процессе флотации только 8,4 млн тонн в год. Целью изменений было повышение извлечения меди на обогатительной фабрике более чем на 5% и снижение затрат на электроэнергию на 20%», - говорит он.

«Все это осуществлено с минимальными капиталовложениями в строительство путем оптимизации имеющейся инфраструктуры. Решения Metso по обогащению позволили значительно повысить производительность предприятия и одновременно снизить затраты на дробление, грохочение, измельчение и флотацию на 15% на тонну перерабатываемой меди. Это оказало заметный положительный эффект на экономику комбината RTB Bor», - поясняет Благое Спасковски.

image not available

Глава 4

ШАГ ВПЕРЕД С НОВОЙ КОНУСНОЙ ДРОБИЛКОЙ METSO

Благое Спасковски отмечает, что модернизация предприятия проводилась в несколько этапов:

«Ключевым моментом стала замена старых дробилок Allis Chalmers на современные конусные дробилки Nordberg HP6. Одна дробилка HP6 заменяет две-три старые машины. Новое дробильное оборудование позволило нам уменьшить размер питания цикла измельчения с 25 мм до 100% класса менее 16 мм».

«Для последующего этапа измельчения это имеет важное значение. Энергопотребление — ключевой вопрос любого обогатительного производства. Это также означает, что мы можем перерабатывать гораздо большие объемы на установленном оборудовании при тех же энергозатратах».

Ключевым моментом стала замена старых дробилок Allis Chalmers на современные конусные дробилки Nordberg HP6.
Благое Спасковски, Генеральный директор группы компаний RTB Bor

20%

снижение затрат на электроэнергию

Глава 5

УДВОЕНИЕ СРОКА СЛУЖБЫ С МЕЛЬНИЧНОЙ ФУТЕРОВКОЙ METSO

Одной из важных направлений модернизации предприятий RTB Bor стала установка новой резиновой футеровки в мельницах Allis Chalmers производства Metso.

«С момента установки первого комплекта резиновой футеровки Metso в 2011 году было переработано около 12 млн тонн руды на каждой стадии измельчения. В начале 2015 г. мы заменили первый комплект резиновой футеровки со стороны питания, а футеровка барабана в тот момент еще не нуждалась в замене. Это означает, что время бесперебойной работы мельниц с футеровками Metso увеличился в два раза», — поясняет Саша Милич, Руководитель отделения флотации.

С момента установки первого комплекта резиновой футеровки Metso было переработано около 12 млн тонн руды на каждой стадии измельчения
Саша Милич, Руководитель отделения флотации
image not available
Система автоматизации для быстро реагировать на изменения


В 2013–2015 гг. была установлена новая система автоматизации, включающая несколько элементов производства Metso. Флотационное отделение поставлялось в комплекте с системой ПЛК, собирающей данные о технологическом процессе. Для полного контроля технологических параметров дополнительно была установлена новая системой оптимизации и контроля, работающей совместно с системой видеонаблюдения Visio Froth и камерами.

«Новая система автоматизации позволяет в реальном времени отслеживать процесс флотации и быстро реагировать на изменения содержания в материале питания, добываемом из четырех разных рудных тел. Для получения результатов химического анализа требуется всего несколько минут, а не несколько дней, как раньше, — комментирует Саша Милич. — В результате выход меди во флотационный концентрат увеличился более чем на 20%. Это хорошее достижение, достаточное для плавки концентрата на нашем новом медеплавильном заводе».

Мельница Vertimill повышает извлечение шлака


Первый этап реконструкции установки по переработке шлака затрагивал циклы дробления и измельчения.

Шлак металлургического производства сначала поступает в дробилку Symons 5 ½ футов модели 1927 года. Затем материал направляется в новую конусную дробилку Metso HP 200, работающую в закрытом цикле с грохотом Metso CVB. Просеянный продукт дробления подается в цикл измельчения, состоящий из основного измельчения и доизмельчения. С мая 2015 г. тонкое измельчение производится в мельнице Metso Vertimill VTM 400 до крупности 80% класса менее 40 мкм при производительности 42 метрические тонны в час.

Вертикальная мельница Metso Vertimill VTM400 значительно повысила извлечение медного шлака на предприятии RTB Bor: за 1000 часов работы мельницы извлечение выросло вдвое, что очень важно с учетом содержания меди в шлаке 1,6–1,8%.

Иван Аделович (Ivan Andelović), Главный инженер по переработке шлака, говорит: «Мельница Vertimill имеет сенсорное управление, которое упрощает эксплуатацию. Магнитная футеровка и шнек выглядят как новые, даже после переработки высокоабразивного шлака, содержащего 50% кремнезема».

«Мельница VTM400 проста в монтаже и обслуживании, работает тихо и без вибрации. Поставьте сверху монету на ребро — и она не упадет. Мы экономим электроэнергию, так как вертикальные мельницы могут работать от небольшого двигателя 340 кВт», - уточняет он.

«Осталось установить систему автоматизации и отдельные флотомашины для переработки шлака, и отделение извлечения шлака станет идеальным», — добавляет Горан Стожич (Goran Stojić), Начальник отделения флотации.

Located in Serbia, RTB Bor’s mining and smelting operation is the country’s only producer of copper and precious metals. With certified geological reserves for the mines at Bor standing at 5.1 million tons of copper, 1,477 tons of silver and 202 tons of gold, the mines have an estimated lifespan of over 50 years at current production rates. The two main open-pit copper mines, Veliki Krivelj and Cerovo, feed the local copper smelter and refinery that has been operating since 1961.

CHAPTER ONE

Ambitious growth targets

In 2010, riding the wave of rising copper prices, RTB Bor had ambitious goals to increase production from their current 8.1 million tons to over 10.6 mt through a series of upgrades and production improvements.  RTB Bor, along with many other companies in Serbia, looked to modernization as a way to dramatically increase throughput and efficiency to reach international standards.

With much of their existing equipment and machines at the concentrator plant over 30 years old and technologically outdated, it was challenging to achieve satisfactory production levels, and operating costs were also running high. Their flotation cells in particular were showing their age and were not up to date in terms of their levels of automation, adding a significant bottleneck to the production goals.

 

CHAPTER TWO

A 3% improvement in recovery with an advanced process control system

In 2011, a complete flotation plant, which included a total of 23 Metso RCS100 flotation cells and 16 RCS40 cells, was installed and commissioned at both the Veliki Krivelj and Cerovo ore processing sites. The work was carried out in seven phases to avoid production stops. These new flotation cells provided an immediate benefit with initial improvements of 10% in throughout and a 3% increase in recovery.  

The next step in getting the most out of the new flotation assets was to look at the overall automation levels for the flotation process. New plant automation, including several elements from Metso, was installed between 2013 and 2015. As an integral part of the flotation plant, Metso delivered a new Programmable Logic Controller (PLC) system that collects all of the key information from the flotation process. OCS-4D©, Metso’s advanced process control system, uses real-time operating data provided by a Metso VisioFroth™ system, other traditional sensors and online analyzers to achieve a further 3% recovery improvement.

“With the new automation, we can see in real time what’s happening in flotation and react quickly depending on the grade variations from four different ore bodies. It takes just minutes to receive a chemical analysis, compared to the several days it took previously,” comments Saša Milić, Flotation Plant Manager. “As a result, we have succeeded in increasing our copper percentage in concentrate after flotation by more than 20%, which is a good achievement and sufficient for our new smelter,” he adds.

CHAPTER THREE

Taking a holistic approach to boost production results

To help RTB Bor get the most out of their new flotation assets, it was important to look at the process from a holistic point of view, with each component in the process chain carefully selected. Metso’s solution entailed a full-scope refurbishment process for RTB Bor’s flotation plant, including the new flotation cells, a Distributed Control Systems (DCS) automation design and tuning, as well as integrating an on-stream analyzer. The solution involved pulling from multiple Metso centers of expertise, including hardware engineering, automation as well as advanced flotation control, and was supported through local coordination. A major part of the solution was the installation of Metso VisioFroth with an OCS-4D to collect the right data and ensure that it was used to drive performance. 

Blagoje Spaskovski, General Manager of RTB Bor Group, explains the boost in the old mine’s production results achieved through the close cooperation with Metso: “With my long career of more than 40 years of experience in processing and flotation and in opening and operating nine different mine sites, I’m confident in saying that Metso’s minerals processing solutions, worldwide know-how, strong local footprint and expertise in process integration make it a reliable long-term partner and a global leader in this segment,” says Spaskovski.  

image not available

The next step was to improve the grinding circuits. The three identical grinding circuits each consist of a combination of a primary rod mill and a secondary ball mill. After they were inspected, the grinding process with the finer feed coming from the crusher plant was simulated, and a new design for the grinding and classification section and the mill linings was developed.

A complete flotation plant that includes a total of 23 Metso RCS100 flotation cells and 16 RCS40 cells was installed and commissioned for both Veliki Krivelj and Cerovo ore processing. The work was carried out in seven phases to avoid production stops.

Blagoje Spaskovski, General Manager of RTB Bor Group, explains the boost in the old mine’s production results achieved through the close cooperation with Metso:

“Our mining operations at Bor and Majdanpek today have to mine lower copper grades of 0.3% before the open pits can be further deepened for the richer ore bodies. With Metso’s help, we were able to modify the minerals processing plant for better recovery even at variable and low copper grades, add an additional 6 million tons to our total annual production and achieve up to 14 million tons per annum production with the same building and energy infrastructure we previously used to float 8.4 million tons per annum.”

He continues: “In making the changes, the aim was also to raise the mine’s copper ore recovery percentage by more than 5% and decrease the electricity costs by 20% – all done with the lowest possible investment in buildings and by optimizing the use of existing infrastructure. With Metso’s minerals processing solutions, the mine has increased its production capacity significantly and, similarly, has decreased its crushing, screening, grinding and flotation costs by 15% per copper ton processed. This has created a major, positive impact to the RTB Bor mine economy.”

“With my long career of more than 40 years of experience in processing and flotation and in opening and operating nine different mine sites, I’m confident in saying that Metso’s minerals processing solutions, worldwide know-how, local strong footprint and expertise in process integration make it a reliable long-term partner and a global leader in this segment,” says Spaskovski.

image not available

CHAPTER FOUR

Metso’s HP crusher a proven step forward

Spaskovski explains that the mine operation was successfully renewed in different phases:

“A key milestone in the project was the replacement of the old Allis Chalmers crushers with modern Nordberg HP6 cone crushers. In fact, today one HP6 does the job of two or three of the old crushers. The HPs allowed us to decrease the feed size to the grinding circuit from 25 mm to 100% minus 16 mm.”

“This makes a big difference for grinding. Electricity costs are a key issue for any mine, but this means that we can also grind much bigger quantities using the same mills and the same amount of electricity,” Spaskovski adds.

A key milestone in the project was the replacement of the old Allis Chalmers crushers with modern Nordberg HP6 cone crushers. This makes a big difference for grinding.
Blagoje Spaskovski, General Manager of RTB Bor Group

20%

decrease in electricity costs

CHAPTER FIVE

Double the lifetime with Metso’s mill linings

One of RTB Bor’s key renewal projects included installing newly designed rubber mill linings in Metso’s old Allis Chalmers grinding mills.

“Since installing the first Metso rubber linings in our ball mill in 2011, we have processed some 12 million tons of ore per grinding section; in early 2015, we changed the first mill head rubber linings but have not yet needed to change the shell linings. This means we doubled the lifetime with Metso’s rubber mill lining solutions that are now installed in all our ball mills at Veliki Krivelj and the Cerovo plant,” comments Saša MilićFlotation Plant Manager.

Since installing the first Metso rubber linings in our ball mill in 2011, we have processed some 12 million tons of ore per grinding section.
Saša Milić, Flotation Plant Manager
image not available
Automation helps to react quickly


New plant automation, including several elements from Metso, was installed in 2013-2015. As an integral part of the flotation plant, Metso delivered a new PLC system that collects all of the key information from the process, as well as a new OCS Optimization Controlling System that works in tandem with the VisioFroth system and the cameras installed at all key flotation cells to enable full control of the plant parameters.

“With the new automation, we can see in real time what’s happening in flotation, and react quickly depending on the grade variations from four different orebodies. It takes just minutes to receive a chemical analysis, compared to previously when it took several days,”Milićcomments.

“As a result, we have succeeded in increasing our copper percentage in concentrate after flotation by more than 20%, which is a good achievement and sufficient for our new smelter,” he adds.

Vertimill enhances ore slag recovery


The first phase of the slag processing plant reconstruction addressed the crushing and grinding circuits.

The slag coming from the copper smelter is crushed initially with the 1927 model Symons 5½-foot “oldie” and then with a new Metso HP200 cone crusher running in close circuit with a Metso CVB screen. The controlled – screened product from the crushing plant is fed to the grinding circuit. Fine grinding comes after primary grinding. Since May 2015, the fine grinding is performed with Metso’s Vertimill VTM 400 to a size of P80 of minus 40 microns at a rate of 42 metric tons per hour.

Metso’s Vertimill VTM400 vertical grinding mill significantly enhances RTB Bor’s recovery of copper slag reprocessing. After 1,000 hours of operation, the VTM400 has doubled the slag recovery rate, especially important since it has a 1.6–1.8% copper content.

Ivan Andelović, Main Engineer for the slag process, says: “The touch screen makes Metso’s Vertimill easy to use. Even after grinding the very abrasive slag that contains 50% silica, the magnetic liners and the grinding screw still look new.”

“The VTM400 is also easy to install and maintain, is quiet in operation and creates no vibration. Even a coin placed upright on the VTM won’t fall. Energy-wise, we save a lot of electricity because the vertical grinding mill can be operated with a small, 340-kW motor,” he adds.

“We are just waiting to get the automation system and individual flotation cells for the slag processing to get it perfect,” adds Goran Stojić, Flotation Plant Manager.

image not available